отзывчивость в отношении с окружающими; умение ценить общественное мнение, правильно относиться к справедливым замечаниям и критике со стороны учителей, товарищей, родителей. Представление каждому учащемуся такой роли в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, даёт возможность для самореализации. Сближение структур первичных и школьного коллективов учащихся за счёт расширения поручений в соответствии с интересами. Развитие делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления. Выработка целей, ценностей, определение единых норм и принципов совместной деятельности и взаимоотношений всех участников самоуправленческой деятельности. Психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления и др. 2.3 Правовые условия. Устав школы. Положение об ученическом самоуправлении в школе, кодекс прав и обязанностей учащихся. 3. Содержание деятельности органов ученического самоуправления. Содержание деятельности органов ученического самоуправления включает в себя познавательную, трудовую, культурно-массовую, спортивно-туристическую деятельность, организацию досуга и самообслуживание учащихся. 4. Структура и полномочия органов ученического самоуправления. 4.1 Высшим органом ученического самоуправления школы является общее собрание учащихся 5-11 классов, проводимое по мере необходимости, но не реже 1 раза в учебный год. Школьное ученическое собрание - рассматривает и утверждает перспективный план, основные направления деятельности ученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные на реализацию потребностей учащихся; - решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой, обсуждает и принимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы; - формирует органы самоуправления учащихся в школе; - вырабатывает и формирует предложения ученического коллектива по совершенствованию учебновоспитательного процесса; - рассматривает и утверждает положения, правила, памятки и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в своём коллективе, работу ответственных и уполномоченных коллективом лиц; - заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов ученического самоуправления и др. 4.2 Высшим органом ученического самоуправления в школе между ученическими собраниями является школьный ученический комитет (учком), избираемый школьным ученическим собранием. Школьный ученический комитет созывает по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Школьный ученический комитет - координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, - планирует и организует внеклассную и внешкольную работу; - организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе; - устанавливает шефство старших классов над младшими; - готовит и проводит собрания и конференции учащихся школы; - в случае необходимости принимает решение в досрочном проведении отчетов выборного ученического собрания; - организует выпуск своей стенгазеты; - на своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших школьных ученических мероприятий; - заслушивает о работе отчёты своих рабочих органов (секторов), органов самоуправления первичных коллективов и принимает по ним необходимые решения; - заслушивает информацию и отчёты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений школьного ученического собрания и своих решений, принятых на предыдущих заседаниях; - решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями; - организует соревнование между классными коллективами и рабочими органами; - утверждает состав делегации учащихся школы на районные совещания и конференции школьников и т.д. 4.3 Высшим органом самоуправления класса и других первичных ученических коллективов и объединений является общее собрание их членов, проводимое по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Классное ученическое собрание: -обсуждает любые вопросы жизнедеятельности своего коллектива и принимает по ним необходимые решения; -рассматривает и утверждает план внеклассных мероприятий, слушает отчёты и информацию ответственных лиц и органов самоуправления своего коллектива о проделанной работе; -высказывает свои предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и школе; - избирает старосту класса, который по мере необходимости присутствует на заседаниях школьного ученического комитета; - распределяет поручения среди членов классного коллектива, заслушивает отчеты об их работе и дает им оценку; - заслушивает информацию о выполнении решений предыдущего собрания и принимает по ним соответствующие решения; - избирает делегатов на школьные конференции; принимает решения о расходовании заработанных учащимися класса денег; - в пределах своей компетенции решает вопросы поощрения и наказания учащихся и др. 4.4 Ученическое самоуправление позволяет не только включить каждого ученика в деятельность, но и ставит его под влияние первичного коллектива. Оно позволяет каждому ученику стать в позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участника разнообразной коллективной деятельности, организуемой его товарищами. 4.5 Создание организационной структуры школьного ученического коллектива завершается следующим образом: руководители первичных органов, а также ответственные за определенное направление в работе класса образуют составы общешкольных рабочих органов. В каждом из них избирается руководитель из числа учащихся классов и его заместитель подростковых 5-9 классов. 5. Состав школьного ученического комитета и обязанности его действующих секторов. 5.1 Председатель учкома избирается на всеобщих школьных выборах сроком на один год Секретарь учкома организует контроль за выполнением решений учкома, ведет протоколы его заседаний и выступает с сообщениями о выполнении решений. В соответствии с основным содержанием работы учком образует сектора (комиссии): учебный, трудовой, спортивный, культурно-массовый, редколлегия. Учебный сектор организует учет посещаемости учебных занятий, ведет борьбу с прогулами, опозданиями на уроки, контролирует выполнение учащимися режима дня, организует взаимопомощь в учении, осуществляет систематическую работу по повышению качества знаний и успеваемости учащихся, участвует в подготовке и проведении конкурсов, вечеров, олимпиад, участвует в организации предметных кружков, факультативов, предметных недель, привлекает учащихся к участию в работе кружков. Трудовой сектор контролирует уборку классов, проводит рейды по сохранности школьного имущества, участвует в смотре учебников, организует дежурство по школе, санитарные дни, трудовые десанты, работу по благоустройству территории школы, села. Спортивный сектор организует проведение спортивных мероприятий и соревнований в школе, осуществляет подготовку учащихся школы к районным спортивным соревнованиям, турслету, организует туристические походы по родному краю. Культурно-массовый сектор организует и проводит общешкольные праздники, вечера отдыха. Способствует воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся в школе и вне ее, выполнению всеми учащимися Правил для учащихся. Приобщает школьников к участию в культурномассовых мероприятиях, формирует потребности и умения у учащихся выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для них видах творческой деятельности. Пресс-центр ярко и содержательно отражает наиболее значимые моменты из жизни ученического коллектива школы, в том числе: результаты рейдов, школьных олимпиад, соревнований и т. д., в школьной стенгазете. Прослеживает результаты и заполняет «Карту активности классов» в течение учебного года. 6. Взаимодействие ученического коллектива с педагогическим коллективом Педагогический коллектив направляет работу учкома на сплочение школьного и классных коллективов, развитие общественной активности и инициативы учащихся. Директор школы всемерно содействует деятельности учкома, назначает педагогов, оказывающих помощь секторам учкома, рассматривает и одобряет его документацию: планы, инструкции, памятки. За секторами ученического коллектива закрепляются следующие консультанты: - учебный сектор - зам. директора по учебно-воспитательной работе; трудовой сектор - учитель трудового обучения; спортивный сектор - учитель физкультуры; культурно-массовый – зам.директора по ВР; редколлегия - учитель изобразительного искусства и русского языка. Классные руководители направляют работу классных собраний, актива классов. Все вопросы, связанные с проведением коллективных творческих дел, планированием работы, рассматриваются на совместных заседаниях школьного ученического комитета, которые проводятся не реже одного раза в четверть. 7. Методы деятельности органов ученического самоуправления в школе. 7.1. Наиболее эффективными методами деятельности ученического самоуправления в школе являются: общественное поручение, личный пример, убеждение, игра, соревнование, ритуалы, позитивное стимулирование, авансированное доверие, ответственное поручительство и др.