Аннотация 5-9 класс Литература

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 15" г. Улан-Удэ

1

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература»
Рабочая программа по литературе для 5 - 9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и
Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В
ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.
Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Программы для начальной школы» (М.:
Просвещение, 2019, 2020) и учитывает содержание «Программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2019, 2020).
В программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для
начального общего образования. Однако содержание программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых,
предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь,
предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно
ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими
важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность,
многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне
развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие
творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного
конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными
художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими
современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту
русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю
мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа
нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного
потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не
только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют
с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 15" г. Улан-Удэ

2

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный
текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,
включая Интернет, и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных
навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими
стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки
(литературоведения), которая изучает это искусство.
Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5 - 9 классы) охватывает три возрастные группы,
образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 15" г. Улан-Удэ

3

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой
чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания
различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному,
сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).
В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая
результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5 - 8 классах строятся на основе
сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на
историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII века - литература первой половины XIX века), который будет
продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт
углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая,
мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная
деятельность учащихся.
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы
(добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и
читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе - внимание к книге; в 6 классе - художественное
произведение и автор, характеры героев; в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема
литературы; в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
1. Устное народное творчество. 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII века. 4. Русская литература ХIХ века.
5. Русская литература XХ века. 6. Литература народов России. 7. Зарубежная литература. 8. Обзоры. 9. Сведения по теории и истории
литературы.
Место предмета «Литература» в учебном плане.
Действующий Базисный план предусматривает ресурс учебного времени в объёме 442 ч, в том числе: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе —
102 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83012290608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».