Биология
Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 – 9
классов
(ФГОС ООО)
1.Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.
Учебный
предмет «Биология» включен в предметную область « Естествознание».
Рабочая
программа по биологии для 5-9 классов разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом ООО.
Рабочая программа по биологии составлена на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, федеральному перечню учебников, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Программа
курса биологии ориентирована на использование УМК «Сфера жизни», в который
входят учебники:
- Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология.
Введение в биологию 5 кл., – М.: «Дрофа» 2015г.
- Н.И. Сонин. Биология. Живой организм 6 кл,,
- М.: «Дрофа» 2015 г.
В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Многообразие
живых организмов,7кл.,.- М.: «Дрофа» 2018г.
-Н.И. Сонин,
М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 кл., - М.: «Дрофа» 2014г.
-С.Г.
Мамонтов ,В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. Биология. Общие
закономерности. 9 кл - М.: «Дрофа» 2019г.
Структура Рабочей программы соответствует
Положению о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «ООШ №15» г.
Улан-Удэ.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению
с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей -
ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности,
уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Ценностные
ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей,
предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию
живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам
живой природы.
Все
выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности
основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в
контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
2.Цель изучения учебного
предмета.
Цели: формирование у учащихся научной картины мира, их интеллектуальное развитие, воспитание нравственности, готовность к труду, освоение важнейших знаний об основных понятиях и закономерностях биологических процессах, биологических терминов.
Задачи:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и закономерностях биологии;
- овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить эксперимент, устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-воспитание отношения к науке биологии, как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи
воспитания:
-способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных
личностей;
-формирование у учащихся коммуникативной и
валеологической компетентностей;
-формирование гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
-воспитание ответственного отношения к природе, бережного
отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и
сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Программой предусмотрено проведение:
Тематических контрольных работ;
Текущих самостоятельных работ и выполнение тестовых заданий;
Практических работ;
Лабораторных опытов;
Демонстрационных опытов;
Использование компьютерных технологий.
3.Структура учебного предмета
5 класс. Биология как наука. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Многообразие организмов и их классификация. Бактерии. Грибы. Общая характеристика царства растений. Многообразие растений. Водоросли. Лишайники. Высшие споровые растения. Семенные растения. Общая характеристика царства животных. Многообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Охрана природы.
6 класс. Жизнедеятельность организмов. Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Дыхание, его роль в жизни организмов. Передвижение веществ в организмах, его значение. Выделение. Размножение, рост и развитие организмов. Регуляция жизнедеятельности организмов. Среда обитания. Природные сообщества.
7 класс. Многообразие живой природы. Царства прокариоты. Царство грибы. Царство растения. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Типы Червей: плоские, круглые и кольчатые. Тип Моллюски. Тип Членистоногие: классы ракообразные, паукообразные, насекомые. Тип Хордовые. Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Вирусы.
8 класс. Человек и его здоровье. Место человека в системе органического мира. Строение организма человека. Нервная система. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат. Поведение. Покровы тела. Опора и движение. Внутренняя среда организма. Кровообращение. Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и превращение энергии. Выделение .Воспроизведение и развитие человека. Основы высшей нервной деятельности. Человек и его здоровье.
9 класс. Основы общей биологии. Химический состав живого. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Деление клеток. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Наследственность и изменчивость организмов. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Эволюция живого мира на Земле. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
4.Основные образовательные технологии.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.
Формы учебной деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Используются следующие типы уроков: комбинированный урок, урок открытия новых знаний, урок закрепления изученного материала, урок-лекция, урок – практикум, урок-семинар.
В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: проектное, объяснительно-иллюстративное обучение, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.
5. Требования к результатам освоения учебного предмета.
В результате изучения предмета в
основной общей школе учащиеся должны:
знать/понимать
•
особенности жизни как форм существования материи;
• роль
физических и химических процессов в живых системах различного иерархического
уровня организации;
•
фундаментальные понятия биологии;
• сущность
процессов, протекающих в живом организме;
• основные
теории биологии;
•
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
• основные
области применения биологических знаний;
уметь:
•
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с
материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле и
эволюционного развития организмов;
• давать
аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
•работать с
микроскопом и проводить элементарные микроскопические исследования;
• решать
генетические задачи и ориентироваться в вопросах генетики;
• работать с
учебной и научно – популярной литературой по предмету;
• владеть
языком предмета.
В результате изучения предмета на
базовом уровне учащиеся должны:
знать/понимать
• основные
положения биологических теорий;
• строение
биологических объектов;
• сущность
биологических процессов;
• вклад
выдающихся ученых в развитие биологической науки;
•
биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять
роль биологии в формировании научного мировоззрения;
• решать
элементарные биологические задачи;
• описывать
особей видов по морфологическому признаку;
• выявлять
приспособления организмов;
• сравнивать
биологические объекты;
•
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни;
• находить
информацию о биологических объектах в различных источниках
•
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
6.Изучение биологии в рамках
основного общего образования складывается следующим образом:
5 класс:
курс « Введение в биологию» - 35 часов/1 час в неделю;
6 класс:
курс «Живой организм» – 35 часов/ 1 час в неделю;
7 класс:
курс «Многообразие живых организмов» - 70 часов/2 часа в неделю;
8 класс:
курс «Человек» - 70 часов/2 часа в неделю;
9 класс:
курс «Общие закономерности» - 70 часов/2 часа в неделю;
Программой предусмотрено проведение лабораторных и
практических работ:
класс |
Практические работы |
Лабораторная работа |
5 |
1 |
5 |
6 |
1 |
10 |
7 |
5 |
6 |
8 |
1 |
12 |
9 |
2 |
5 |
7.Формы контроля.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков выступают письменный опрос (практические работы, тестирование с использованием дифференцированных заданий), защита проектов. устный (индивидуальная, групповая и фронтальная беседа).
Плановые виды контроля: практические и лабораторные работы, тестирование. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие формы контроля, как устный опрос, устный зачет, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.