Биология

Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 – 9 классов

(ФГОС ООО)

1.Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.

Учебный предмет «Биология» включен в предметную область « Естествознание».

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ООО.

Рабочая программа по биологии составлена  на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год,  требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, федеральному перечню учебников, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

 В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Программа курса биологии ориентирована на использование УМК «Сфера жизни», в который входят учебники:

  - Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию 5 кл., – М.: «Дрофа» 2015г.

  - Н.И. Сонин. Биология. Живой организм 6 кл,, - М.: «Дрофа» 2015 г.

  В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Многообразие живых организмов,7кл.,.- М.: «Дрофа» 2018г.

-Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 кл., - М.: «Дрофа» 2014г.

-С.Г. Мамонтов ,В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 кл - М.: «Дрофа» 2019г.

 

    Структура Рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «ООШ №15» г. Улан-Удэ.

 Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

            Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

 

2.Цель изучения учебного предмета.

    Цели: формирование у учащихся научной картины мира, их интеллектуальное развитие, воспитание нравственности, готовность к труду, освоение важнейших знаний об основных понятиях и закономерностях биологических процессах, биологических терминов.

 

 

Задачи:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и закономерностях биологии;

- овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить эксперимент, устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения  эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;  

-воспитание отношения к науке биологии, как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Задачи воспитания:

-способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

-формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

-формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

-воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

 

Программой предусмотрено проведение:

Тематических контрольных работ;

Текущих самостоятельных работ и выполнение тестовых заданий;

Практических работ;

Лабораторных опытов;

Демонстрационных опытов;

Использование компьютерных технологий.

 

3.Структура учебного предмета

5 класс. Биология как наука. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Многообразие организмов и их классификация. Бактерии. Грибы. Общая характеристика царства растений. Многообразие растений. Водоросли. Лишайники. Высшие споровые растения. Семенные растения. Общая характеристика царства животных. Многообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Охрана природы.

6 класс. Жизнедеятельность организмов. Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Дыхание, его роль в жизни организмов. Передвижение веществ в организмах, его значение. Выделение. Размножение, рост и развитие организмов. Регуляция жизнедеятельности организмов. Среда обитания. Природные сообщества.

7 класс. Многообразие живой природы. Царства прокариоты. Царство грибы. Царство растения. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Типы Червей: плоские, круглые и кольчатые. Тип Моллюски. Тип Членистоногие: классы ракообразные, паукообразные, насекомые. Тип Хордовые. Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Вирусы.

8 класс. Человек и его здоровье. Место человека в системе органического мира. Строение организма человека. Нервная система. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат. Поведение. Покровы тела. Опора и движение. Внутренняя среда организма. Кровообращение. Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и превращение энергии. Выделение .Воспроизведение и развитие человека. Основы высшей нервной деятельности. Человек и его здоровье.

9 класс. Основы общей биологии. Химический состав живого. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Деление клеток. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Наследственность и изменчивость организмов. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Эволюция живого мира на Земле. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

 

 

4.Основные образовательные технологии.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.

Формы учебной деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Используются следующие типы уроков: комбинированный урок, урок открытия новых знаний, урок закрепления изученного материала, урок-лекция, урок – практикум, урок-семинар.

В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: проектное, объяснительно-иллюстративное обучение, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.

 

5. Требования к результатам освоения учебного предмета.

В результате изучения предмета в основной общей школе учащиеся должны:

    знать/понимать

• особенности жизни как форм существования материи; Хочу такой сайт

• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

• фундаментальные понятия биологии;

• сущность процессов, протекающих в живом организме;

• основные теории биологии;

• соотношение социального и биологического в эволюции человека;

• основные области применения биологических знаний;

 

уметь:

• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле и эволюционного развития организмов;

• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

•работать с микроскопом и проводить элементарные микроскопические исследования;

• решать генетические задачи и ориентироваться в вопросах генетики;

• работать с учебной и научно – популярной литературой по предмету;

• владеть языком предмета.

 

В результате изучения предмета на базовом уровне учащиеся должны:

знать/понимать

• основные положения биологических теорий;

• строение биологических объектов;

• сущность биологических процессов;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь

• объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;

• решать элементарные биологические задачи;

• описывать особей видов по морфологическому признаку;

• выявлять приспособления организмов;

• сравнивать биологические объекты;

• анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках

• Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

6.Изучение биологии в рамках основного общего образования складывается следующим образом:

5 класс: курс « Введение в биологию» - 35 часов/1 час в неделю;

6 класс: курс «Живой организм» – 35 часов/ 1 час в неделю;

7 класс: курс «Многообразие живых организмов» - 70 часов/2 часа в неделю;

8 класс: курс «Человек» - 70 часов/2 часа в неделю;

9 класс: курс «Общие закономерности» - 70 часов/2 часа в неделю;

Программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ:

класс

Практические работы

Лабораторная работа

5

1

5

6

1

10

7

5

6

8

1

12

9

2

5

 

7.Формы контроля.

  Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков  выступают письменный опрос (практические работы, тестирование с использованием дифференцированных заданий), защита проектов. устный (индивидуальная, групповая и фронтальная беседа).

 Плановые виды контроля: практические и лабораторные работы, тестирование. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие формы контроля,  как устный опрос, устный зачет, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83012290608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».