География
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе по географии
для 5-9 класса основной школы
базовый уровень
1.Место учебного предмета в структуре основной образовательной
программы школы.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному
государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе
программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И.
Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
В
рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и
формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития, целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся,
коммуникативных качеств личности
Данная программа ориентирована на
использование учебников классической линии:
-География. Начальный курс. 5 класс. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.– М.: Дрофа, 2015г.
-География. Начальный курс. 6 класс. Герасимова Т.П.,
Неклюкова Н.П. .– М.: Дрофа, 2015г.
- География материков и
океанов В.А.Коринская, И.В.Душина,
В.А.Щенев.– М.: Дрофа, 2019г.
-И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2018г.
-География
России. Население и хозяйство 9 класс. В.П. Дронов. В.Я. Ром- М.: Дрофа, 2020.
При реализации программ
по географии с 5-9 класс используются
рабочие тетради,
атласы и контурные карты , входящие в УМК издательства Дрофа.
2.Цель изучения учебного
предмета.
Изучение географии в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
• освоение
знаний об основных географических
понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных
территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об
окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение
умениями ориентироваться на
местности; использовать один из «языков» международного общения -
географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные
технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей
стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношения к окружающей среде;
•
формирование способности и готовности
к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к
условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию
уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Таким
образом, на предметном уровне основные задачи курса — пробудить интерес
к естественно-научным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с
особенностями живой и неживой природы; познакомить с таким важным источником
географической информации как карта; начать формирование картографической
компетенции учащихся; формировать представление о целостности и неоднородности
природы Земли.
На метапредметном
уровне важно научить планировать свою деятельность; работать в соответствии
с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности;
оценивать работу одноклассников. На личностном уровне важно продолжить
формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности,
основ экологической культуры.
Задачи
воспитания:
-способствовать воспитанию совершенствующихся
социально-успешных личностей;
-формирование у учащихся коммуникативной и
валеологической компетентностей;
-формирование гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
-воспитание ответственного отношения к природе, бережного
отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и
сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Программой предусмотрено проведение:
-Тематических контрольных работ;
-Текущих самостоятельных работ и выполнение тестовых заданий;
-Практических работ;
-Использование компьютерных технологий;
-Решение различных типов расчетных задач.
3.Структура учебного предмета
Структура Рабочей программы соответствует
Положению о рабочей программе учебных предметов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «ООШ №15»
г. Улан-Удэ.
Согласно федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования предмет «География», входит в предметную область «Общественно-научные предметы».
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания
личности обучающихся является приоритетной.
5-6 класс - «География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для
школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле,
как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
7
класс. В первой части
курса у школьников формируются знания о географической целостности и
неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях
развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения
растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о
целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о
людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в
различных природных условиях. Курс 7-го класса открывает страноведческий блок
школьной географии. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной
географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению
территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к
изучению географии.
8
класс. В первой части
курса у школьников формируются знания о географической целостности и неоднородности
природы России, об общих географических закономерностях развития рельефа,
гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного
мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит
развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации
природы страны, её крупных регионов и субъектов, о людях, их населяющих, об
особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных
условиях.
Учебный курс, в содержании которого ведущим компонентом являются научные
знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет
сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому
материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых,
коммуникационных и информационных областях.
9 класс. В курсе “География
России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается
положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и
перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных
систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного
географического страноведения. Программа курса «география России» построена с
учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов
географического познания (картографического, исторического, сравнительного,
статистического и др.), широкого использования источников географической
информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).
4.Основные образовательные технологии.
1. Педагогические
технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, проблемное
обучение, технологии уровневой дифференциации, групповые
технологии, технологии развития критического
мышления через чтение и письмо компьютерные
(новые информационные) технологии обучения.)
2.
Технологии развивающего обучения (общие основы технологий развивающего обучения,
личностно-ориентированное развивающее обучение, технологии
развития критического мышления через чтение и письмо)
3. Традиционная технология.
В методике обучения географии используются такие методы:
общедидактические (лекция,
рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для
естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа).
При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может
носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике географии
такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом
или проблемном планах.
Усвоение учащимися географической системы
знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных
формах обучения.
Урок – основная форма организации
обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков:
вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока
с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок
объяснительный, проблемный и т.д
5. Требования к результатам освоения учебного предмета.
Личностными результатами являются
следующие умения:
Личностным результатом обучения
географии в основной школе является формирование всесторонне образованной,
инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие
личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников
основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества
на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля,
гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы,
населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как
субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном
мире;
— осознание единства
географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих
ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности
глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные
чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение
к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей
местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре,
национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов,
толерантность;
• образовательные результаты -
овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения
выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и
развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в
повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному
приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей
познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору
дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами
и возможностями.
Кроме того, к метапредметным
результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том
числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою
деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный
поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и
презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в
соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни,
правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального
взаимодействия;
• умение оценивать с позиций
социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в
коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести
дискуссию, написать письмо,
заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в
окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками
основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места
географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных
практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о
современной географической научной картине мира и владение основами научных
географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых
понятий);
• умение работать с разными
источниками географической информации;
• умение выделять,
описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая
грамотность;
• владение элементарными
практическими умениями применять приборы и инструменты для определения
количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения
за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять
географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на
определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
6.Изучение географии в рамках
основного общего образования складывается следующим образом:
5
класс: курс « География. Начальный курс» - 34 часа/ 1 час в неделю;
6
класс: курс « География» - 34 часа/ 1
час в неделю;
7
класс: курс « География материков и океанов» - 68 часов/ 2 часа в неделю;
8
класс: курс « География России. Природа» - 68 часов/ 2 часа в неделю;
9
класс: курс «География России. Хозяйство» – 68 часов/ 2 часа в неделю;
Программой предусмотрено
проведение практических работ:
Класс |
Практические работы |
Контрольная работы |
5 |
4 |
3 |
6 |
7 |
3 |
7 |
14 |
5 |
8 |
12 |
5 |
9 |
12 |
4 |
7.Формы контроля.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,
топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в 5-9-х классах выступают письменный опрос (практические работы, тестирование с использованием дифференцированных заданий), защита проектов. устный (индивидуальная, групповая и фронтальная беседа).
Плановые виды контроля: практические и лабораторные работы, тестирование.