Химия
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе по химии
для 8-9 класса основной школы
(УМК Рудзитис Г.Е.)
базовый уровень
1.Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.
Рабочая программа по химии для 8-9 класса основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по химии.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Ценностные
ориентации, формируемые в курсе химии в сфере эстетических ценностей,
предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию
живой природы по законам красоты, гармонии.
Программа курса неорганической химии ориентирована на использование УМК, в который входят:
Учебник «Химия - 8» Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана, с онлайн поддержкой ФГОС, рекомендованный Министерством образования и науки РФ, М.: Просвещение, 2018г.
-Электронное приложение к учебнику.
Учебник «Химия - 9» Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана, с онлайн поддержкой ФГОС, рекомендованный Министерством образования и науки РФ, М.: Просвещение, 2018г.
Выбор данного УМК обусловлен:
Главной особенностью данного учебника по химии являются его традиционность и фундаментальность. Он обладает четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ.
Доступность – одна из основных особенностей учебника. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста
2.Цель изучения учебного
предмета.
Цели: формирование у учащихся научной картины мира, их интеллектуальное развитие, воспитание нравственности, готовность к труду, освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Задачи :
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи
воспитания:
-способствовать воспитанию совершенствующихся
социально-успешных личностей;
-формирование у учащихся коммуникативной и
валеологической компетентностей;
-формирование гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
-воспитание ответственного отношения к природе, бережного
отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и
сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Программой предусмотрено проведение:
-Тематических контрольных работ;
-Текущих самостоятельных работ и выполнение тестовых заданий;
-Практических работ;
-Лабораторных опытов;
-Демонстрационных опытов;
-Использование компьютерных технологий;
-Решение различных типов расчетных задач.
3.Структура учебного предмета
Структура Рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе учебных предметов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «ООШ №15» г. Улан-Удэ.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечен поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
В содержании данного курса представлены
основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и
строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ
с заданными свойствами,
исследование закономерностей химических
превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов,
энергии.
Учебно-тематическая часть программы включает
сведения о
неорганических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно
было объяснить
на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые
свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической
химии составляет
атомно-молекулярное учение, периодический закон
Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также
безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
8 класс
- Формирование у учащихся
представлений о материальном единстве и взаимосвязи объектов и явлений природы;
взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и применения веществ и
материалов.
Весь
теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом
году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить
фактический материал - химию элементов и их соединений.
-Программа
построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса,
где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии, где
дается представление о процессах обмена веществ.
-
Программа направлена на восприятие учащимися положения о том, что свойства
простых и сложных веществ определяются однозначно не только природой образующих
их атомов, а зависят также от вида химической связи, типа кристаллической
решетки и других факторов.
9 класс
-Изучение
основ химии, ее законов, важнейших теорий и понятий, а также ее практического
применения
Программа направлена на восприятие учащимися положения о том, что свойства простых и сложных веществ определяются однозначно не только природой образующих их атомов, а зависят также от вида химической связи, типа кристаллической решетки и других факторов.
4.Основные образовательные технологии.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.
Формы учебной деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Используются следующие типы
уроков: комбинированный урок, урок открытия новых знаний, урок закрепления
изученного материала, урок-лекция, урок – практикум, урок-семинар.
В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: проектное, объяснительно-иллюстративное обучение, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.
5. Требования к результатам освоения учебного предмета.
В результате
изучения химии ученик должен
знать/понимать:
1) химическую символику:
-
знаки химических элементов
-
формулы химических веществ
-
уравнения химических реакций
2) важнейшие химические
понятия:
-
химический элемент, атом, молекула, относительные атомная
и молекулярная
массы, ион, химическая связь
-
вещество, классификация веществ
-
моль, молярная масса, молярный объем
-
химическая реакция, классификация реакций
-
электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление
-
аллотропия
-
гидролиз
- скорость химических
реакций, химическое равновесие, катализаторы, адсорбция
- органическая и
неорганическая химия
- углеводороды, спирты,
карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, полимеры, аминокислоты
3) основные
законы химии:
-
сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический
закон
-
основные положения теории строения органических
соединений А.М.Бутлерова
4) основные теории химии:
химической связи,
электролитической диссоциации, строения органических соединений.
5) важнейшие вещества и
материалы: основные
металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак,
минеральные удобрения, метан. Этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла,
глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические
волокна, каучуки, пластмассы.
уметь:
1) называть химические элементы,
соединения изученных классов; соединения неметаллов и металлов, органические
соединения, изученные
вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
2) определять валентность и степень окисления химических
элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в
водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель,
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
3) характеризовать элементы малых периодов по их положению в
периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов,
неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
строение и химические свойства изученных органических соединений;
4) объяснять зависимость свойств веществ от их состава
и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от
различных факторов;
5) выполнять химический эксперимент по распознаванию
важнейших неорганических и органических веществ;
6) проводить
самостоятельный поиск
химической информации с использованием различных источников (научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов);
7) использовать компьютерные технологии для обработки и
передачи химической информации и ее представления в различных формах;
8) использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
-объяснения
химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-определения
возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их
последствий;
-экологически
грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека и другие живые организмы; безопасного
обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
-приготовления
растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
-критической оценки достоверности
химической информации, поступающей из разных источников
6.Изучение биологии в рамках
основного общего образования складывается следующим образом:
8
класс: курс « Химия» - 68 часов/ 2 часа в неделю;
9
класс: курс «Химия» – 68 часов/ 2 часа в неделю;
Программой предусмотрено
проведение лабораторных и практических работ:
Класс |
Практические работы |
Контрольная работы |
8 |
6 |
5 |
9 |
7 |
6 |
7.Формы контроля.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в 8-9-х классах выступают письменный опрос (практические работы, тестирование с использованием дифференцированных заданий), защита проектов. устный (индивидуальная, групповая и фронтальная беседа).
Плановые виды контроля: практические и лабораторные работы, тестирование.